Домовой - мифологическое существо

Домовой




Экскурсии по
таинственным
местам Москвы





Загадки
МЕТРО





КЛАДЫ




ФАНТОМЫ





ТАЙНЫ
Подмосковья





Крепости и
христианская
мистика





Подземелья
БУНКЕРЫ





Аномальные
ЗОНЫ
Москвы





Библиотека
ИВАНА
Грозного





МЕТРО-2





Тайны и
подземелья
КРЕМЛЯ




НЛО






МИСТИКИ
Булгаков,
Яков Брюс, …





ПЕЩЕРЫ





Город по
ЗОДИАКУ






ТЕХНО-
монстры
(+ игра)




МАСОНЫ,
секты и
тайные
общества




ЧУДИЩА
и монстры




Сталинские
ВЫСОТКИ
и башни





ПЛАНЪ
Москвы
1910 г.






ЗАБРОШКИ
Заброшенные
объекты




КАПИЩА,
городища





Экскурсии по
таинственным
местам Москвы




Домовой (кутный бог) — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли падшими ангелами, которых Бог в наказание сбросил на землю — кто попал в жилища, стали домовыми. В православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и осуждают тех, кто заигрывает с ними. Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр.). Также есть предположение, что вера в домового восходит к древним временах человеческих жертвоприношений, когда в основание новой постройки закладывалась так называемая строительная жертва. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Сербии и Болгарии. Позже человека заменило жертвенное животное.



ОБЛИК: Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду. Домовой может принимать облик любого члена семьи (особенно отсутствующего), животного (чаще змея, ласка, кошка, петух, крыса). Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Его представляли существом маленького роста, взъерошенным, с длинной бородой, добродушным, безвредным и большим шутником. В Заонежье гнетка, гнетко или гнетеница — существо «мохнатый, со долгими власами», которое наваливается на спящего человека и душит; «если не обожать — целую ночь промучит»; «которо обожать — кряхтит и дверки открывает, которо не обожать — гнетёт», гнетке «непрерывно пламенный, целый в шерстки, малюсенький, но наружный сорт его незнаком, никто его не видел»; лизун — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины; пастень, или стень — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северо-русских поверий. Согласно общераспространённым представлениям, терем ночью может «наваливаться» на индивидуума, предвещая какие-либо смены в его жизнедеятельности или вызывая кошмары, нездоровья. В славянской мифологии душа умершего предка могла воплотиться в змею, но только в западнославянской мифологии змея вместо домового является душой умершего хозяина дома. У западных славян домового представляли в виде гномика или змея.



В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫЧНИКОВ:

Домовой – одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян. Домовой считался духом жилища, который был призван оберегать дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и тп. Также домовой следил за состоянием самих домочадцев, защищал их от болезней и злых духов.

Когда ночью в доме что-то гремело, наши предки полагали, что это домовой сражается с кикиморой или иным духом, негативно настроенным к людям. Хотя некоторые поверья утверждают, что домовой иногда не прочь пошутить, устраивая в доме настоящие полтергейсты. Однако при этом домовой никогда не наносил вреда людям и, строго говоря, без особой нужды себя не обозначал.

Происхождение домового определяется по-разному. Одни источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи. Другие легенды утверждают, что домовой – это не просто член семьи, но первопредок рода. А некоторые поверья упоминают о домовом, как о самостоятельном духе, не имеющем к человеческой конституции никакого отношения.

Домовой мог выть или издавать шорохи всякие неясные звуки, если чувствовал какую-либо внешнюю опасность или смерть члена семьи. В особенно исключительных обстоятельствах он мог даже показаться человеку на глаза, но всего на мгновение. Славяне подобные знаки всегда истолковывали как предупреждения.

Где жил домовой сказать сложно. В некоторых текстах говорится, что любимое место обитания домового – за печкой или на печи. Другие легенды утверждают, что домовой любит находиться поближе к животным, особенно к лошадям. Поэтому искать его нужно в конюшне или в хлеву. Однако недолюбливает домовой кошек, часто гоняет их по дому, но зла им не делает. Именно поэтому если кошка долго смотрела в одну точку, наши предки считали, что она видит домового. Быть может страж дома и не любил это животное именно за то, что оно могло ввиду особенностей своего мировосприятия свободно наблюдать за ним, когда для других существ он оставался невидим.

Вместе с невидимостью домовой обладал уникальной способностью находиться везде и сразу. Поэтому он считался идеальным хозяином, успевающим следить за всем хозяйством. Наши предки полагали, что домовой умеет перемещаться вне нашего пространства и вне нашего времени.

Между тем, домовой мог и не очень положительно относиться к семейству, которое проживало в конкретном доме. Домовой не любит ленивых хозяев. Также если в семье часто ругались, если было мало детей и люди не жили по заветам предков, домовой периодически напоминал о себе с негативной стороны. Он мог невзначай разбить что-нибудь из посуды, выпустить скот из хлева, стонать и кричать по ночам. Если люди не реагировали, домовой просто уходил из дома. Без домового дом быстро погибал: либо случался пожар, либо все семейство вымирало. Без домового, считали наши предки, у людей не было защиты от злых сил.

Поэтому люди были заинтересованы в том, чтобы сохранять с домовым хорошие отношения. К нему никогда не обращались «домовой», а называли «хозяин, набольший, дедушка». На кухне никогда нельзя было оставлять крошек на ночь или немытую посуду. Также необходимо было постоянно поддерживать чистоту. Если хозяин и хозяйка не ленились все это делать, то домовой охотно им во всем помогал. В некоторых легендах говорится о том, что вечером можно где-нибудь в углу, возле печки, оставить домовому стакан молока с хлебом, яйцо или яблоко. Это считается признаком уважения.

Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой. Для этого совершали специальный хлебосольный обряд. Некоторые легенды утверждают, что первой в новый дом нужно пустить кошку, якобы на ней домовой въедет в помещение.

Считалось, что домовой жутко боится зеркал и любых отражающих поверхностей, а также козлов. Однако с чем именно это связано ни одна из существующих легенд не объясняет.

Внешне домовой в принципе мог выглядеть как угодно, тем более, что людям на глаза он практически не появлялся. Иногда он мог показаться обыкновенной букой или багой. А мог с легкостью обернуться той же кошкой. В некоторых легендах говорится, что домовой выглядит как небольшого роста старичок добродушного вида. Другие поверья утверждают, что домовой всегда внешне похож на главу семейства.

Между тем у домового была и собственная семья. У него была жена – домовиха (или домовушка), а также дети – домовята. Домовенок представлялся нашим предкам маленьким, черненьким существом наподобие той же буки. Домовенка иногда можно было увидеть, так как он в отличие от отца и матери еще плохо владел невидимостью и внепространственными перемещениями. Домових, судя по легендам, не видел никто. Однако на их существование славянские легенды указывают вполне однозначно.



МНЕНИЯ:

1. У меня есть домовой. Я иногда слышу какие то звуки. Но я прочитала,что домовой не любит ленивых и решила сделать ремонт. Я долго не могла придумать, как его сделать. Теперь придумала, я разберу шкаф. У нас тяжёлые, неподъёмные шкафы

2. У МЕНЯ ДОМА КОТ. БЫВАЕТ , ЧТО НОСИТСЯ ПО КВАРТИРЕ ИЗ УГЛА В УГОЛ. ДАЖЕ ПО СТЕНАМ (НА СТЕНАХ КОВРЫ ) . НЕСЕТСЯ ВЫГНУВ СПИНУ , ШИПИТ , ВЫРКАЕТ , ЛЯЖЕТ НА СПИНУ И КАК БУДТО С КЕМ ТО БОРЕТСЯ , ЛАПАМИ КОГО ТО ОТТАЛКИВАЕТ . ТЕПЕРЬ БУДУ ВСЕГДА МЫТЬ ПОСУДУ.. :-)) КОГДА ДОМА КУШАЮ . ТАК ВСЕГДА В ОТДЕЛЬНУЮ ТАРЕЛКУ, КЛАДУ ЛОЖКУ ЕДЫ . ТО ЧТО САМ ЕМ И ПРИГОВАРИВАЮ ПРИ ЭТОМ - " ДОМОВОЙ . ДОМОВОЙ ПО ОБЕДАЙ ТЫ СО МНОЙ "

3. Бедный домовой в моем) у меня целых 2 кошки.. А вот про домовят, можно сказать что правда, несколько раз было такое, что я просыпался посреди ночи не с того, не с сего и из одной комнаты в другую, перебегало, что то маленькое и черное... Может конечно и казалось с просони, а может и...



экскурсии по Москве









Описания экскурсий тут...



Карта тайн:




Меню сайта:

Загадки метро
Клады
Призраки
Аномалии Москвы
Подземелья
Тайны Подмосковья
Техномонстры
Библиотека Ивана
Метро-2
Тайны Кремля
Мистика христиан
Маги Москвы
Масоны
UFO
Пещеры
Высотки
Монстры и мутанты
Капища и городища
Заброшки
Реклама:
Следуй за мной в мир непознанного