Экскурсии по таинственным местам Москвы
Загадки МЕТРО
КЛАДЫ
ФАНТОМЫ
ТАЙНЫ Подмосковья
Крепости и христианская мистика
Подземелья БУНКЕРЫ
Аномальные ЗОНЫ Москвы
Библиотека ИВАНА Грозного
МЕТРО-2
Тайны и подземелья КРЕМЛЯ
НЛО
МИСТИКИ Булгаков, Яков Брюс, …
ПЕЩЕРЫ
Город по ЗОДИАКУ
ТЕХНО- монстры (+ игра)
МАСОНЫ, секты и тайные общества
ЧУДИЩА и монстры
Сталинские ВЫСОТКИ и башни
ПЛАНЪ Москвы 1910 г.
ЗАБРОШКИ Заброшенные объекты
КАПИЩА, городища
Экскурсии по таинственным местам Москвы
|
Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей). В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной». Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.
Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Существует версия, что Змей Горыныч был собирательным образом половцев.
ОСОБЕННОСТИ: Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но также бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Также, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея — Кощея Бессмертного. По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк (серб. Змaj Огњени Вук).
В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫЧНИКОВ:
Горын (Горыныч, Горын Виевич, Горын Змеевич, наиболее распространенный, но абсолютно неверный вариант Змей Горыныч) – хаотично-отрицательный дракон из мифологии древних славян. Сын Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Представляет собой чудовище, настолько могучее, что Мать Сыра Земля не может его носить на себе (очевидна дуалистическая аналогия со Святогором). Именно поэтому Горын живет в горах, отсюда и происходит его имя.
Горына наши предки представляли мощным и чрезвычайно большим змееподобным созданием (драконом) с черной чешуей (реже – зеленой) и огненными глазами. При этом по разным версиям у Горына было либо три, либо семь, либо девять голов. Некоторые исследователи отождествляют этого персонажа с темным вариантом древнегреческого Аргуса, только если у Аргуса была тысяча глаз, то у Горына была тысяча голов. В подобном аспекте Горын (или Змей Горыныч, как мы привыкли его называть) может быть отождествлен с предвечным стражем Пекельного мира. Этот мир наши предки иногда называли небо (двурунница, обозначающая «нет бога»).
Так или иначе, но на основе фольклорных источников образ Горына вырисовывается абсолютно отрицательный. Это беспринципный злодей, разоряющий деревни и целые города (как земные, так и небесные). Причем нет ни одно достоверного упоминания о том, что дракон Горын мог плеваться огнем. Хотя Татьяна Буйнова предполагает, что Горына называли именно так оттого, что у него в пасти постоянно что-то горело.
Горын – это аллегория силы и власти, не обремененных мудростью и знанием. Этот персонаж был жаден и горделив до крайности. Он жил в Черных горах, куда стаскивал всю свою добычу – золото и драгоценности. Однажды он позарился даже на светлых дев Даждьбогa, полубогинь, каждое утро открывающих небесные ворота солнечному диску. Даждьбог бросился в погоню за змеем, спас дев, но чудище убить не успел, оно скрылось в своем логове в Черных горах. Однако вскоре Горын решил повторить попытку, но в этот раз выбрал другую цель – владычиц золотого, серебряного и медного царств, что раскинулись в месте стыка земли и небес. Дракон без труда украл царевен и спрятал в Нижнем Подземном Царстве у Кащея,. Три небесных богатыря Ночка, Зорька и Вечорка пошли на выручку прекрасным девам. В изначальном варианте этой легенды много времени уделено приключениям богатырей (встреча со стариком-временем, Индриком-Зверем и тп), но в данном контексте нас интересует лишь финал: богатыри все-таки вызволяют царевен из плена. А затем вместе с Индриком (Индрой) они выгнали дракона из его логова. Горын взлетел над облаками и сошелся в неистовой битве с ирийскими богами – href="/semargl.html">Семарглом, Даждьбогом и Стрыем. В результате Горын Змеевич был побежден, рухнул на землю и обратился Черной горой.
Горын (Горыныч, Горын Виевич, Горын Змеевич, наиболее распространенный, но абсолютно неверный вариант Змей Горыныч) – хаотично-отрицательный дракон из мифологии древних славян. Сын Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Представляет собой чудовище, настолько могучее, что Мать Сыра Земля не может его носить на себе (очевидна дуалистическая аналогия со Святогором). Именно поэтому Горын живет в горах, отсюда и происходит его имя.
Горына наши предки представляли мощным и чрезвычайно большим змееподобным созданием (драконом) с черной чешуей (реже – зеленой) и огненными глазами. При этом по разным версиям у Горына было либо три, либо семь, либо девять голов. Некоторые исследователи отождествляют этого персонажа с темным вариантом древнегреческого Аргуса, только если у Аргуса была тысяча глаз, то у Горына была тысяча голов. В подобном аспекте Горын (или Змей Горыныч, как мы привыкли его называть) может быть отождествлен с предвечным стражем Пекельного мира. Этот мир наши предки иногда называли небо (двурунница, обозначающая «нет бога»).
Так или иначе, но на основе фольклорных источников образ Горына вырисовывается абсолютно отрицательный. Это беспринципный злодей, разоряющий деревни и целые города (как земные, так и небесные). Причем нет ни одно достоверного упоминания о том, что дракон Горын мог плеваться огнем. Хотя Татьяна Буйнова предполагает, что Горына называли именно так оттого, что у него в пасти постоянно что-то горело.
Горын – это аллегория силы и власти, не обремененных мудростью и знанием. Этот персонаж был жаден и горделив до крайности. Он жил в Черных горах, куда стаскивал всю свою добычу – золото и драгоценности. Однажды он позарился даже на светлых дев Даждьбогa, полубогинь, каждое утро открывающих небесные ворота солнечному диску. Даждьбог бросился в погоню за змеем, спас дев, но чудище убить не успел, оно скрылось в своем логове в Черных горах. Однако вскоре Горын решил повторить попытку, но в этот раз выбрал другую цель – владычиц золотого, серебряного и медного царств, что раскинулись в месте стыка земли и небес. Дракон без труда украл царевен и спрятал в Нижнем Подземном Царстве у Кащея,. Три небесных богатыря Ночка, Зорька и Вечорка пошли на выручку прекрасным девам. В изначальном варианте этой легенды много времени уделено приключениям богатырей (встреча со стариком-временем, Индриком-Зверем и тп), но в данном контексте нас интересует лишь финал: богатыри все-таки вызволяют царевен из плена. А затем вместе с Индриком (Индрой) они выгнали дракона из его логова. Горын взлетел над облаками и сошелся в неистовой битве с ирийскими богами – Семарглом, Даждьбогом и Стрыем. В результате Горын Змеевич был побежден, рухнул на землю и обратился Черной горой.
Наряду с очевидным символизмом этой легенды, как метафоры извечного противоборства разнонаправленных начал, в ней можно уловить много иных, глубинных мотивов древней культуры наших предков. Говоря про Горына, нельзя не упомянуть, что фактически он– это собирательный образ отступника, человека, переставшего жить по заветам предков. Горын стремится к богатству, он беспринципен и извращен. Мораль чужда ему, его желания важнее желаний других. По мнению наших предков, такой человек обречен на гибель – сначала духовную (все планы Горына по легенде рухнули один за другим), а затем и физическую (в финале повествования дракон убит). Не трудно догадаться, что именно с этой легенды позднее были списаны все европейские сказки о драконах и «рыцарях», но уже без истинного, междустрочного подтекста.
Только не нужно путать дракона Горына с последним из асилков Горыней. Это распространенное заблуждение в настоящее время породило множество абсолютно неправдоподобных мифологических сюжетов-новоделов, разобраться в которых человеку несведущему крайне непросто.
Смотрите так же:
- Великан охранник мира Нави - Горыня
- Дух покровитель - берегиня
- Вещая птица Гамаюн
МНЕНИЯ:
1. Горыныч скорее огонь. Многоголовый змей, пышет огнем. Рубишь голову, вырастает новая. Его трудно побороть даже современными средствами. Огонь еще ассоциировался со змеем полозом.
2. На мой взгляд, Горыныч - прямая аналогия вулканической деятельности. Ручьи жидкой или застывающей лавы, взрывы в кратере, землетрясение, облака пепла взметнувшиеся в небо, образование чёрной горы из остывшей лавы. И сопутствующие бедствия для окружающего населения.
3. Мне показалось, что горыныч символ жизни в борьбе и три головы символы трёх переходных времён человека в 20, в 40, и в 60 лет, когда приходит время подводить итоги жизни (переоценка ценностей), а то что головы иссекаемы, но вырастают снова символ вечных, одних и тех же препятствий по жизни каждого человека. Вот такая у меня версия.
|