Храм Соломона, или Первый Иерусалимский храм - легендарное хранилище скрижалей с десятью заповедями. Святилище построено на горе Мориа - в месте, названном в Писании центром сотворения мира. Царь Давид, выкупив в Иерусалиме землю на горе Мориа с Камнем Основания, где некогда Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, решил построить на этом месте капитальную Скинию - первый храм, созданный для Ковчега Завета - каменных скрижалей с десятью заповедями. Считается, что здесь находится центр земли и подножие Всевышнего. Место это не принадлежало ни одному из 12 племен Израиля, образованных потомками 12 сыновей Иакова. Царь Давид перенес сюда Ковчег Завета, медный жертвенник и нарисовал план будущего храма, завещав строительство своему сыну Соломону (970-930 годы до н. э.), которого Всевышний обещал наделить необычной мудростью, если он будет следовать всем указаниям свыше.
Получив царский престол, Соломон поставил городскую стену и, приступив к осуществлению завета - сооружению храма, - обнаружил, что на горе для всех его частей слишком мало места. И тогда он придумал мудрый и необычный план: построить по восточной Стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронскои долины каменную стену, а пространство между стеной и склоном горы засыпать землей, расширив, таким образом, вершинную часть горы Мориа. Тогда он мог возвести на сооруженной и подготовленной площадке и храм, и двор для верующих, и свой дворец с правительственными зданиями.
Центральный храм, позднее получивший имя Соломона, был построен при участии финикийских мастеров. Правитель подписал договор с тирским царем Хирамом о поставке в Иерусалим кедровой и кипарисовой древесины, а также обтесанных камней. За это царь Соломон отправлял в финикийский город Тир пшеницу, вино и масло.
Храм возводили с 957 по 950 год до н. э. Главным архитектором был финикийский зодчий Хирам-Абиф. Храм установили на платформе-возвышении, к входу вела лестница из десяти ступеней, завершающаяся двумя колоннами. Здание по форме напоминало корабль, состоящий из трех уровней, каждый из которых поддерживали ряды колонн.
Работы по строительству храма были организованы в три смены. Для обработки кедров привлекли 30 тысяч израильтян, группы которых месяц работали в Ливане и затем на два возвращались домой. 70 тысяч человек переносили тяжести на стройке, 80 тысяч работали каменотесами, а над ними стояли почти 4 тысячи надзирателей.
Стены снаружи были покрыты мрамором и золотом, а крышу украсили золотыми шипами для отпугивания птиц. Окна в храме находились под потолком, такое расположение было заимствовано у египтян. Пол сделали из кипарисовых досок, а стены - из кедровых. Их украсили изображениями пальм, цветов, херувимов в финикийском стиле.
Плоская крыша здания поддерживалась кедровыми бревнами, а сам храм был разделен на три части: притвор, святилище и святейшее, или святая святых. Сразу за жертвенником находились створчатые ворота. Притвор представлял собой коридор в 6 метров в длину и 3 метра в ширину. Во втором помещении находилась священная утварь: золотые светильники, стол и алтарь, расположенный перед лестницей в святая святых, которая почиталась как обитель Бога.
В святая святых не было окон, и под крыльями двух деревянных, покрытых золотом херувимов стоял Ковчег Завета. Размах крыльев двух громадных херувимов был по 5 метров, так что четыре крыла простирались во всю ширину помещения. Даже когда врата были открыты, завеса из голубой ткани заслоняла само святое место.
Сегодня неизвестно, как выглядели крылатые исполины. По одной из версий, это могли быть гигантские крылатые быки, распространенные в мифологии Месопотамии. Другие ученые уверяют, что они представляли собой крылатых львов с человеческими головами, характерных для финикийского искусства. Иудаизм запрещал всякое изображение Бога, поэтому в храме были установлены изваяния херувимов, по легенде переносящих Бога на своих спинах. Считалось, что он незримо восседает на этих статуях в святилище. Подобные крылатые существа свойственны всем религиям.
С северной и южной стороны здания находились двери, открывающие ход на второй этаж, помещения которого предназначались для хранения сокровищ и подношений. Территория храма делилась на собственно здание и дворы: внутренний и внешний. Сначала посетители храма попадали во внешний двор. Здесь проводились народные собрания и молитвы, а также праздники. Во внешний двор вели три входа: с востока (главный), а также с севера и с юга (из — дворца), где находились помещения священников.
Через южные ворота, покрытые медью, можно было попасть во внутренний двор, или «двор священников». Он был окружен низкой оградой, сделанной для того, чтобы народ мог видеть священнодействие. Здесь же находилось некое подобие ораторской трибуны, откуда цари могли обращаться к народу с речами. Перед храмом стояли большой алтарь и «медное море». Алтарь, предназначавшийся для подношения всесожжений (жертвоприношений животных), напоминал вавилонскую башню и состоял из трех ступеней. Все сооружение было высотой около 5 метров, и его верхняя платформа являлась печью, которая олицетворяла гору, где жили боги.
«Медное море» символизировала огромная чаша. Она была отлита из бронзы, стояла на спинах 12 статуй волов, которые по трое смотрели на четыре стороны света. Предназначалась чаша для омовения священников. С северной и южной части двора стояли десять, медных умывальников для омовения жертв. Они были украшены изображениями херувимов, львов и быков и имели медные подставки с большими колесами.
При открытии нового храма под звуки труб и пение духовных песен в святейшее был занесен Ковчег Завета и установлен под херувимами. Празднование длилось 14 дней и было подробно описано как в Библии, так и в ряде исторических документов. Соломон был главным лицом на всех церемониях в Новом храме. Однако его участие в этих обрядах сильно отличалось от традиционной роли царя в религиозных действах.
У других народов правители считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божьего, было сказано Соломону. Отныне по завету все были божьими слугами. На протяжении служения Соломон брал на себя роль божьего слуги, представляя народ. Он обращался к Богу с молитвой, произносил освятительную речь и совершал богослужение во время жертвоприношений.
Дворец, в котором жил Соломон, располагался рядом с храмом и сообщался с ним с помощью отдельного входа. Неподалеку был также выстроен летний дворец и дворец для жены царя, дочери египетского фараона. Строительство храмового комплекса длилось 16 лет. После захвата Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором Первый храм Соломона был разграблен и разрушен до основания, Ковчег Завета уничтожен, а местные жители на 70 лет уведены в плен. После возвращения домой они в первую очередь восстановили жертвенник, а на следующий год начали возводить Второй Храм на том же месте.
2 ХРАМ: Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
В отличие от Первого Храма (Храм Соломона), который просуществовал 364 года (950 — 586 до н. э.), Второй храм (Храм Зоровавеля, позже полностью реконструированный Иродом Великим) простоял 585 лет. Период между двумя храмами, когда Иерусалимский Храм оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 — 516 до н. э.).
Второй Иерусалимский храм. Реконструкция
ОПИСАНИЕ: Храм был построен в 516 году, в шестой год царствования царя Дария. Работа продолжалась двадцать один год. Окончательное же устройство храма (сооружение пристроек, а также внутренняя отделка и украшение) продолжалось и после Дария. Поэтому в главе 6-й (стих 14-й) книги Ездры наряду с Киром и Дарием стоит имя Артаксеркса как причастных к строительству дома Божия. Можно думать, что окончательная отделка храма продолжалась лет двадцать пять еще и при Артаксерксе. Таким образом, получается сорок шесть лет, в продолжение которых, по иудейскому преданию, строили храм (см.: Ин 2, 20).
Построенный и освященный Иерусалимский храм получил наименование в потомстве храма Зоровавеля — вождя иудеев, вернувшихся из плена. Зоровавель — потомок Давида. «Этот Зоровавель, — говорит блаженный Иероним, — по происхождению от колена Иуды, рода Давидова, прообраз Спасителя, Который поистине устроил разрушенный Храм, то есть Церковь, и снова вывел народ из плена».
Ездра пишет, что сыны Израилевы освятили дом Божий с радостью (см.: 1 Езд 6, 16). Однако радость скрадывалась тем, что во втором храме не было: 1) ковчега завета; 2) урима и туммима; 3) огня небесного; 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова. Господь через пророка Аггея дал обетование, что слава этого храма будет больше прежнего: придет Желаемый всеми народами... <...> на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Агг 2, 7, 9). Слова эти имеют мессианский характер. В этом храме будет проповедовать Спаситель.
Отрок Иисус среди учителей в храме. Монастырь Дионисиат, Афон
Cпустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.
АНТИХРИСТ: Согласно еврейской традиции, храм будет восстановлен во время пришествия Машиаха. Согласно христианскому преданию, Третий Храм будет восстановлен незадолго до Второго Пришествия Христа во времена антихриста.
Все святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые непосредственно предшествуют второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени – построение Соломонова храма, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме и др.
Воскресил Спаситель святую плоть Свою как храм; восстановит также и он (антихрист) каменный храм в Иерусалиме.