Экскурсии по таинственным местам Москвы
Загадки МЕТРО
КЛАДЫ
ФАНТОМЫ
ТАЙНЫ Подмосковья
Крепости и христианская мистика
Подземелья БУНКЕРЫ
Аномальные ЗОНЫ Москвы
Библиотека ИВАНА Грозного
МЕТРО-2
Тайны и подземелья КРЕМЛЯ
НЛО
МИСТИКИ Булгаков, Яков Брюс, …
ПЕЩЕРЫ
Город по ЗОДИАКУ
ТЕХНО- монстры (+ игра)
МАСОНЫ, секты и тайные общества
ЧУДИЩА и монстры
Сталинские ВЫСОТКИ и башни
ПЛАНЪ Москвы 1910 г.
ЗАБРОШКИ Заброшенные объекты
КАПИЩА, городища
Экскурсии по таинственным местам Москвы
|
Радегаст (Радогост, Радагаст, Радигаст) — западнославянский бог, названный Гельмольдом в «Славянской хронике», 1167—1168 гг., богом земли бодричей. Также средневековые хронисты описывают храм Радегаста в Ретре, главном городе племени ратарей. Храм Радегаста фигурирует в опере Н. А. Римского-Корсакова «Млада».
По данным Писториуса (von Pistorius), впервые описание идола Радигаста появляется в 1492 году в первом печатном издании Саксонской хроники Конрада Бото. Именно, на гравюре, помещенной в 1133 году, изображен бог Радигаст и сделана подпись:
В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове — птицу.
Оригинальный текст (нем.)
На гравюре «Радегаст стоит обнажённым на постаменте, у него радостное юношеское лицо и курчавые волосы, на голове — птица с расправленными крыльями. В правой руке он держит у груди голову быка, а в левой — секиру. Помимо того, что гравюра на дереве содержит больше сведений, чем само описание, ошибка состоит в том, что изображения рук заменены местами в результате недосмотра резчика, который вырезал руки так, как было на рисунке, и потому секира оказалась в левой руке.» В тексте самой Саксонской хроники о Радигасте не сказано ни слова, что давало повод отнести её на счет фантазии иллюстраторов. Тем не менее, по этому оригиналу делались все рисунки, которые встречаются у авторов XVII—XVIII века, напр., Вестфалена (Westphalen, Monumenta indedita rerum Germanicarum praecipue Cimbricarum et Megapolensium), Бера (Beehr, Rebus Mekelburgicis) и в издании Bangert’а Славянской хроники Гельмольда.
Черная бычья голова на флаге федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания.
Священный город Ретра находился в земле лютичей, на мысу у озера. В храме стояли идолы Радигоста и других богов и богинь в доспехах и с оружием. По другим данным золотой идол Радигоста лежал на пурпурном ложе.
В Mater Verborum бог Радигост сопоставлен Меркурию и сообщено, что он внук Кирта (лат. Mercurius: Radihost, wnuk Kirtow), Кирт же, наряду с Сытивратом (лат. Sytiwrat) и Гладолетом (лат. Hladolet), — славянский Сатурн. Сербо-лужицкий этнограф Абрахам Френцель (1696) пишет: «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo».
В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫЧНИКОВ: Радогост (более верный вариант Радегаст или Радогаст) – древнеславянский бог гостеприимства, плодородия, урожая и торговли. Фактически являлся одним из воплощения Световита. В особенности почитался у западнославянских племен (в частности у племенного союза бодричей).
Впервые о Радогосте написал немецкий хронист Титмар Мерзебургский. Затем информация об этом боге появляется у Адама Бременского, а также у знаменитого Гельмольда из Гольштейна в его «Славянских хрониках». Однако детального описания культа Радогоста мы не находим ниу одного из древних западных исследователей.
Известно, что Радогост представлялся нашим предкам, как молодой полуобнаженный мужчина с орлом на голове, головой быка в левой руке и секирой (иногда – копьем) в правой. Некоторые изображение добавляют Радогосту копну рыжих волос, достаточно объемную бороду и воинские атрибуты. Данный факт говорит в пользу версии о том, что этот бог также почитался воинами и имел достаточно широкий спектр функций, затрагивающих отнюдь не одну лишь мирную жизнь и быть.
Вместе с тем, очевидно, что Радогост являлся доброжелательным богом, олицетворяющим добрые намерения. Он покровительствовал торговым и дипломатическим соглашениям, а также почитался, как бог, способный благотворно влиять на урожай. Также вполне вероятно, что имя Радогост происходит от словосочетания «рады гостям». Исходя их этой версии, можно говорить еще об одной функции Радогоста, которая, однако, вполне укладывается в рамки концепции о том, что он виделся нашим далеким предкам, как аллегория доброты и открытости.
Таким образом, логично предположить, что Радогост – это апофеоз честных и доверительных отношений, которые по мнению наших предков в любой сфере человеческой жизни являются базовыми понятиями. К сожалению, в настоящее время данная культурная концепция полностью нами утеряна.
Также стоит упомянуть о легендарном храме Радогоста, который располагался в славянском городе-крепости Ретре, местонахождение которой до сих пор является загадкой (предположительно где-то в устье Одера). Если брать за основу работы хрониста Гельмольда фон Бозау, то можно воссоздать достаточно детальное описание этого города. А если также учитывать труды Титмара Мерзербургского, то с высокой долей уверенности можно утверждать, что Ретра не была городом-крепостью, она была храмом-крепостью. Титмар пишет о том, что «в городе не было ничего, кроме искусно сооруженного храма». Очевидно, что подобное сооружение совсем не вяжется с понятием «город».
Судя по всему, храм Радогоста (или, как его называет Титмар, Ридегоста) располагался на острове посреди глубокого озера. Он был обнесен высокой деревянной крепостной стеной (возможно, речь идет о частоколе) и имел девять ворот, но деревянный мост вел лишь к одним из них. За стеной посреди открытого пространства находилось единственное строение – огромное деревянное куполообразное здание, выполнявшее роль собственно храма. Фундаментом для здания служили рога различных животных, а его стены были украшены искусной резьбой с характерными солярными символами и стилизованными ликами богов. Внутри храма перед жертвенным костром, на котором приносились крады, располагались кумиры богов (сколько точно – не известно), среди которых главным считался кумир Радогоста. Все кумиры были одеты в доспехи и украшены резьбой, демонстрирующей их отличительные черты и, возможно, имена. Кумир Радогоста, по словам Титмара, состоял из чистого золота и располагался на ложе из пурпура. Ретра считалась исключительным религиозным комплексом. Входить в него имели право лишь верховные волхвы и с крайне важными вопросами. Считалось, что гадания внутри храма производятся при помощи коня. Животное проводили под двумя воткнутыми в землю крест на крест копьями и каким-то образом в итоге интерпретировали ответ богов. Однако упоминания о данном обряде, которое присутствует у Титмара, некоторые исследователи склонны полагать ложным. Титмар был христианином и, вероятно, считал своим долгом опорочить представителей столь ненавистной культуры, которую он по ошибке (или из невежества) именует идолопоклонством.
Также считается, что храмы Радогосту могли стоять в Арконе, Аркаиме и Радогоще – трех крупнейших религиозных центрах древних славян. Все эти города (кроме Радогощи) при тех или иных обстоятельствах были разрушены христианами.
|