О ДОМАХ-КНИЖКАХ:
Несбывшиеся планы:
Впервые о создании широкой магистрали рядом с Арбатом, которая связывала бы центр Москвы с новыми кварталами на западе, заговорили в 30-х годах XX века. По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года ее планировалось проложить между улицей Воровского (сегодня Поварская улица) и современным старым Арбатом.
"По сути, градостроители предлагали продлить Воздвиженку, поскольку она не имела прямого выхода к Садовому кольцу", — говорит член Союза краеведов России, куратор проекта "СовАрх" Денис Ромодин.
Новой улице власти хотели дать громкое имя — Проспект Конституции. Предполагалось, что по обеим ее сторонам появятся огромные "сталинские" здания, по аналогии с Кутузовским проспектом.
Но в 30-е годы реализация такого масштабного плана была невозможна, поскольку одновременно шла реконструкция "витрины" Москвы — улицы Горького. Власти решили отложить строительство рядом с Арбатом еще и потому, что требовался снос большого района Москвы, а людей, которые там жили, некуда было переселять. А потом началась Великая Отечественная война, и о массовой реконструкции центра пришлось забыть.
МИСТИКА: Есть версия, что в планировке Нового Арбата зашифрованы тайные вимволы каббалы.
ПРИЧУДА ГЕНСЕКА:
Идеей строительства новой магистрали в 1959 году загорелся генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Новый Арбат стал апофеозом эстетического просвещения Никиты Сергеевича. В многочисленных зарубежных поездках Хрущев смотрел, какой бывает архитектура, и какие-то проекты и тенденции нашли отклик в душе генсека. Самое сильное впечатление на него произвела Куба, а особенно набережная Гаваны, застроенная небоскребами-гостиницами.
В голове вождя родился грандиозный архитектурный проект по превращению Нового Арбата в своеобразную набережную, которая должна напомнить о том, что Москва является "портом пяти морей" — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, как считалось в советское время. Поэтому на фотографиях того периода Арбат часто снимали со стороны воды.
Впрочем, были и объективные причины прорубить через жилые кварталы новую широкую дорогу.
"В конце 50-х годов требовалось разгрузить старый Арбат от большого количества транспорта — на тот момент возросло значение Минского шоссе как дороги на Брест и как парадного съезда в Москву с запада столицы", — отмечает Ромодин. По его словам, что гости столицы въезжали по Минскому шоссе, попадали на Можайское шоссе, тогдашнюю часть Кутузовского проспекта, а потом резко сворачивали в маленький Арбат.
Новая магистраль должна была стать частью проспекта Калинина. Проект превращения Нового Арбата в пешеходную зону был разработан и реализован видными советскими архитекторами. Среди них был Михаил Посохин, Алексей Гутнов, Зоя Харитонова, Татьяна Малявкина, Олег Баевский.
Проект начал реализовываться в 1963 году. Были построены "книжки" от улицы Воровского до Садового кольца и жилые корпуса, а также здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). "Это тоже "книжка", но если высотки на Новом Арбате выглядят как прямые книги в твердой обложке, то здание СЭВа выглядит больше как книга в мягкой обложке", — объясняет Ромодин.
Однако после того как главный инициатор проекта Никита Хрущев был отправлен в отставку, у нового руководства страны не оказалось желания развивать его идеи. По словам Ромодина, развитие основной части Нового Арбата завершилось в 1968 году.
"Проект застройки Нового Арбата так и не был реализован в полном объеме, хотя у Посохина еще в 1980-е годы были идеи достроить Калининский проспект. Реконструкция Арбатской площади закончилось тем, что было возведено новое здание министерства обороны, но уже в другой стилистике — получилось мраморное тяжеловесное здание", — рассказывает Ромодин.
Как уже говорилось, Хрущев утверждал проект "книжек", вдохновляясь кубинской Гаваной. Но больше всего Новый Арбат напоминает новую шведскую застройку, говорит Ромодин. "Например, в центре Стокгольма был снесен большой квартал и построена улица Кунсгатан, которая напоминает Арбат с его стилобатами и высотными зданиями", — указывает краевед.
В первоначальном проекте не было общего стилобата двухэтажных магазинов у высоток. "Книжки" должны были стоять отдельно друг от друга, а между ними — торговые павильоны. Но проект снова подвергся трансформации, и в итоге высотки были объединены общим стилобатом.
В стилобатах зданий открылись интересные экспериментальные магазины, которых раньше не было в столице. Все они имели необычные, лирические названия — ювелирный магазин "Малахитовая шкатулка", парфюмерный магазин "Сирень", первый московский институт красоты "Чародейка", магазин самообслуживания, огромное количество различных кафе и ресторанов. Новый Арбат удивлял пешеходов неоновыми рекламными вывесками и, конечно же, всем самым-самым — самым большим в городе кинотеатром "Октябрь", самым большим книжным магазином в Европе и самый большим рестораном "Арбат".
"Больше в Москве нигде такого не было. Конечно, была улица Горького (нынешняя Тверская улица — прим. РИА Новости), но она строилась в предвоенный период, и многие магазины там устарели. А на Арбате были большие современные магазины, можно было посидеть в одном из кафе, которые были очень демократичными по ценам. Это был как глоток свежего воздуха в старой Москве", — отмечает Ромодин.
В 1990-е и первой половине 2000-х это была улица казино — их было здесь пять, сейчас место казино заняли рестораны и кафе, причем их открывается все больше и больше. По нечетной стороне в начале 2000-х были разделены паркинги и пешеходная зона.
В самих "книжках" в советское время располагались административные учреждения, различные министерства. Например, в советское время в здании располагались министерство тяжелого и транспортного машиностроения (Минтяжмаш СССР), Министерство электротехнической промышленности (Минэлектротехпром СССР), кафе "Валдай", гастроном "Новоарбатский", пивбар "Жигули". Для того времени высотки были новаторскими: это были сборные каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которую можно было отмыть или очистить от грязи.
Шедевром архитектурного модернизма можно назвать здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): оно построено на основе из сборного каркаса, но в его облицовке есть и индивидуальные элементы, поясняет Ромодин. Что касается остальных "книжек", то там сборный типовой каркас и типовые панели облицовки.
Впрочем, Новый Арбат — это не только административные здания, но и жилые дома. В 60-е годы здесь были построены 25-этажные сдвоенные каркасно-панельные дома. Например, по адресу Новый Арбат, 10, корпус 1 располагается жилой дом-башня с рестораном (раньше здесь находилось кафе "Ивушка"). Здание по адресу Новый Арбат,22 — это дом-башня с предприятиями обслуживания (изначально магазин грампластинок "Мелодия", ныне" Кофехауз", ресторан "Ньокки" и другие). На улице находится также один из самых статусных объектов элитной недвижимости Москвы — ЖК "Арбат Тауэр", который был построен уже в конце 1990-х годов.
СПИСОК ПОТЕРЬ:
К сожалению, прокладка Калининского проспекта как одной из центральных магистралей Москвы привела к исчезновению не только многих отдельных арбатских домов, но и целых его кварталов: не стало Большого Каковинского, Кречетниковского переулков, частично Большой и Малой Молчановок и Собачьей площадки. По преданию, при Иване Грозном здесь находилась псарня, где держали собак для царской охоты. Это интересный кусочек старой Москвы и редкий пример старой московской площади, где пересекались несколько старых зданий. Был уничтожен и Дом Хомяковых, и многие другие особняки, а также необычный фонтан, который можно было бы сохранить. Проектом также предполагалось снести церковь Симеона Столпника и ресторан "Прага", но в итоге их оставили.
Стоит отметить, что возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата "вставной челюстью Москвы". Кроме того, здания получили ироничное прозвище "Посохинские сберкнижки" — по фамилии главного архитектора.
Впрочем, Ромодин утверждает, что снос исторических построек в центре города — распространенная практика для европейских городов в 60-е годы XX века. Например, в центре Хельсинки на Привокзальной площади была снесена вся историческая застройка, кроме здания вокзала и Художественного музея. Взамен снесенных зданий был возведен новый модернистский ансамбль. Во-первых, это была рядовая застройка и к ней не относились как к исторической. В европейских столицах, которые серьезно не пострадали в годы Второй мировой войны, появлялись новые современные кварталы. В середине XX века это было очень распространенным явлением.
Модернизация советского наследия.
Со временем "книжки", которые долго считались "изюминкой" Нового Арбата, морально устарели, и проблема сохранения зданий стоит остро. Московские власти пытались найти инвестора, которые могли бы заняться модернизацией трех их четырех книжек. Сейчас большая часть площадей в домах-книжках сдается в аренду в основном под офисы.
На одну из книжек инвестора удалось найти. В апреле структура компании Capital Group "Апарт Груп" приобрела "дом-книжку" №15 на Новом Арбате по стартовой цене в 2,4 миллиарда рублей. От продажи третьей "книжки" власти Москвы отказались, так как там находится много городских организаций. Однако они по-прежнему не теряют найти покупателя и на вторую высотку.
Денис Ромодин считает, что знаменитые высотки нуждаются в модернизации.
"Неудачный опыт был с одной из "книжек", которая стоит ближе к Садовому кольцу. Она была облицована тяжеловесными панелями, и здание стало выбиваться из всей застройки. Однако панели исчерпали свой ресурс, их надо утеплять и модернизировать, так как эта плитка осыпается, сильно выделяются стыки", — вспоминает эксперт. Он не исключил того, что лучший проект по модернизации высоток может быть выбран в ходе архитектурного конкурса.
"Что касается "книжек" на Арбате, то, на мой взгляд, необходимо пересмотреть концепцию первых двух этажей стилобата и вернуть всем магазинам единый облик. Возможно, стоит разработать интересный дизайн вывесок, чтобы вернуть зданию легкость архитектуры стекла и бетона. Также из здания лучше вывести административную функцию. Было бы лучше, если бы там располагались современные гостиницы или жилые апартаменты", — считает Ромодин.
А старый фонтан, который стоял рядом с Собачьей площадкой, он предложил не возвращать. Это новодел, он будет смотреться неуместно на огромной магистрали, объясняет Ромодин. Возможно, стоит отметить то место, где когда-то была собачья площадка, в виде контура и сделать там памятный знак и соответствующую информационную табличку. А восстанавливать историческую застройку в том виде, в котором она была, нет смысла. Но можно подумать о новой застройке по современному проекту, которые возвращали бы нас к старым традициям Москвы.
А КАК ПИСАТЬ? Тоннель или туннель? Как писать это слово правильно?
Как часто в своей речи, письменной или устной, вы используете слово «туннель»? Думаю, что не так уж и часто. Давайте же попробуем разобраться вместе.
Тоннель или туннель – это заимствованное слово. Пришло оно к нам из английского языка, в котором пишется оно так tunnel. Если следовать логике, то слово туннель стоит писать через букву «у», которая и произносится в английском варианте. Но приключения слова на этом не заканчиваются.
В английский язык слово «tunnel» попало из старофранцузского, где оно звучало как «tonnelle». И значение у этого слова было довольно интересное – уменьшительное от «tonne», что означало не что иное, как бочка. Получается, что «tonnelle» – это всего лишь бочечка.
Но, как известно, заимствованные слова часто трансформируются. И самая частая трансформация таких слов – это смена одних букв на другие. Так произошло и с этим словом. Попав в русский язык, первоначально оно звучало именно как тоннель (или это аукнулось французское происхождение слова?). Произошло это довольно давно.
Получается, что тоннель – это устаревшая форма этого слова. А вот в современном русском языке принято говорить и писать именно туннель. Но никто не запрещает использовать и первую форму этого слова, то есть тоннель. В русской и письменной речи можно встретить обе формы. Например:
1. Тоннель был длинным и тёмным.
2. Из туннеля послышался гул поезда.
То же самое касается и других частей речи, которые произошли от существительного туннель. Здесь тоже можно использовать сразу две формы.
1. Туннельный и тоннельный.
2. Туннелестроение и тоннелестроение.
Есть у этого слова и ещё одна особенность. Как бы вы не написали – туннель или тоннель, не забудьте, что в обоих вариантах стоит всегда писать удвоенную букву Н в основе слова. А по статистике словоформа «туннель» употребляется сегодня значительно чаще и на письме, и в речи.
Но это не означает, что второе слово – тоннель – не является правильным. Этот тот редкий случай, когда правильными являются оба варианта и в письменной, и в устной речи. И никто не может вам указать на то, что вы делаете ошибку в этом слове, написав его через букву О.
Кстати, в знаменитой Википедии это слово написано именно как «тоннель», а вот «туннель» — это его вариант. Да и означают они одно и тоже – горизонтальное или немного наклонное сооружение, в котором длина в несколько раз превосходит ширину и высоту
20.12.16

© MoskvaX.ru
© Moskva-X.ru
Еще статьи:
|
.
.
Слепой ствол
И если спуститься на несколько десятков метров вниз, по гнилым деревянным настилам и лестницам, то оказываешься в старом и давно заброшенном объекте метрополитена, именуемым " слепым стволом"...
|
.
.
ЗКП Таганский (ГО-42)
(м. "Таганская")
Бункер Запасного Командного Пункта (ЗКП) Дальней Авиации (Объект № 20). Площадь: более 7000 кв.м., глубина залегания: более 60 метров. Расположен рядом со станцией метро «Таганская»...
|
.
.
Бункер в Вороново
(г. Подольск)
В настоящее время объект недостроен и заброшен. Основной причиной, по которой строительство было прекращено - развал СССР. Судя по информации, определить настоящее предназначение объекта невозможно...
|
.
.
Подземный город
(м. "П.Вернадского")
Ещё интересный объект - подземный город рядом c Пр-том Вернадского. Над ним зданий нет, часть занята парком, часть - гаражами. Но в целом примерно...
|
|
Читайте также:
Страйкбольное оружие
Боевые ножи
Военная форма и экипировка