После того, как впервые побывал на самой высокой точке Южного Урала - горе Ямантау в 2001 году, с интересом прочитал в интернете о тайнах, окружающих эту вершину. Тут же написал отчет о своем пребывании на горе и на полузаброшенных объектах у подножия. Написал, признаться, глупость, приняв фундамент одного из недостроенных зданий рядом с вентиляционными шахтами за резервуары для “предтранспортировочного хранения урановой руды”. Через пятнадцать лет я наткнулся на отголоски этой чуши, когда случайный попутчик начал рассказывать мне о том, как под Ямантау добывают уран, ссылаясь на мою же статью. Повзрослев и помудрев, я расскажу о том, чем скорее всего может являться объект в глубинах горы Ямантау. Этот материал не претендует на истинность последней инстанции - это всего лишь спекулятивная попытка сложить что-то из того, что имеется в открытом доступе.
Позже мне довелось побывать на Ямантау и ее окрестностях еще несколько раз, составив представление не только о рельфе, типе местности, но и об инфраструктуре и ее состоянии, эту гору окружающей. Даже исходя из тех данных, которые доступны для обычных граждан, можно сделать ряд далеко-идущих выводов.
Вид на Ямантау (Большой и Малый Ямантау) с юго-западного участка Южно-Уральского заповедника.
Несколько слов о самой горе - возможно, самом загадочном месте в России. Ямантау окружает много легенд, слухов и баек, однако, факты таковы: в самом сердце Южного Урала, посреди специально-созданного заповедника, куда вход простым смертным запрещен и где походников постоянно отлавливают егеря, окруженная горными хребтами, каменными реками, тайгой и болотами, высится гора Ямантау. Невысокая, всего чуть более 1600 метров. На вершине летом иногда задерживается снег, а у подножья виднеется горно-обогатительный комплекс с автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс и то, что возможно находится внутри горы, обслуживается закрытым городом Межгорье с населением в 16 000 человек. В город от трассы ведет единственная дорога с блокпостами.
Трасса Р316 на повороте в Межгорье. Место окончания туристических маршрутов если не поймают егеря.
Шумиху вокруг горы подняли еще американцы в 1996 году, поскольку возмущались ведением там масштабного военного строительства. Напомню, в то время Россия, как Украина сейчас, проедала один кредит МВФ за другим, не имея денег на выплату зарплат врачам и учителям. Почему же тратились деньги на строительство дорогого подземного объекта? Объяснение этому парадоксу простое - поддерживать законсервированные подземные стройки в неаварийном состоянии очень дорого. Надо постоянно тратиться на водоотлив, вентиляцию, мониторинг выработок. Например, на поддержание законсервированного автомобильного подземного тоннеля в соседней Уфе, длинна которого всего 300 метров, требуется двести миллионов рублей ежегодно. Кстати, строительством тоннеля занималось то же самое Управление строительством №30 из Межгорья. Страна не могла себе позволить ни забросить огромный проект, в который Советский Союз вложил сотни миллионов народных рублей, ни продолжать тратить их впустую, не имея никакой отдачи в плане стратегической безопасности.
В наши дни, народное создание прочно ассоциирует Ямантау с “Бункером Путина”, или “Ковчегом судного дня” для правительственной элиты России. Смею вас уверить, по состоянию на 2016 год он ни тем ни другим являться не может.
Стоит отметить, что в самой горе вряд ли что-то есть. Убежище может находится под горой, сам же горный массив выступает в качестве щита. Поэтому, делать какие-то расчеты о размере бункера исходя из объема горы, как это сделали в некоторых СМИ, лишено смысла.
Ямантау не может рассматриваться в качестве бункера Путина по причине того, что он не гарантирует безопасность от ядерного оружия. Несколько ударов в одну точку даже стандартными 100-150 К.т. боеголовками пробьют гору насквозь и обрушат тоннели под горой. Кроме того, мощность термоядерных зарядов не ограничена ничем, кроме способов доставки. Например, советская термоядерная Царь-бомба, доставляемая модифицированным бомбардировщиком ТУ-95В, имела мощность в 50 мегатонн. Такая бомба испаряет камень в радиусе четырех километров и обрушает подземные коммуникации на десятки километров вокруг. Напомню, мощность того взрыва была искуственно занижена в два раза, чтобы эпипаж бомбардировщика успел улететь на безопасное расстояние. Американские испытания термоядерных бомб были куда скромнее по своим масштабам, но где гарантия, что вероятный противник не возобновит разработки в этой области и не создаст в короткие сроки оружие схожей или большей мощности?
Термоядерная авиационная бомба АН602.
Ямантау также не может быть бункером Путина из-за своей удаленности. В случае начала ядерной войны, основной удар будет нанесен внезапно за 10-20 минут. Успеть скрыться из столицы можно только через подземную сеть тоннелей или защищенный от последствий ядерного взрыва вертолет. Максимальня дальность полета модифицированного МИ-8, на котором летает Путин, составляет не больше 600 километров, в то время как Ямантау в два раза дальше. Полагаться на вариант с пересадками и дозаправками нельзя, поскольку первый удар вероятно уничтожит основную летную инфраструктуру страны. Действующих аэродромов в самом Межгорье или в соседнем Белорецке, чтобы принять даже небольшой самолет - нет, не говоря уже о президентском Ил-96-300. Поэтому, единственный вариант для выживания руководства страны - это тайные бункеры в Подмосковье или в соседних областях. Причем, основной упор именной на слово “тайные”, поскольку только секретность сможет уберечь руководство страны в случае полномасштабной ядерной войны.
Участок трассы Р316 "Тещин язык"
В третьих, Ямантау не годится на роль ковчега судного дня, так как не имеет соответсвующей транспортной инфраструктуры. Рядом с Ямантау проходит всего одна узкая и извилистая трасса, изобилующая крутыми обрывами и мостами через горные реки. Заблокировать движение по всей трассе сможет всего одна фура, что случается даже в мирное время. Железная дорога, проложенная при Советском Союзе до самого Межгорья, сейчас заброшена. Во многих местах рельсы сняты, мосты находятся в полуразрушенном состоянии. Ближайшие аэропорты находятся в Уфе и Магнитогорске, поэтому основная надежда на автомобильную трассу. Однако, в случае чрезвычайных обстоятельств без поддержки инженерных войск, пропускная способность трассы упадет до нуля. Вспомните что бывает в крупных городах в час пик, когда на дороге ломается всего один автомобиль и помножьте это в сотни раз. С самой трассы до Ямантау теоретически можно дойти пешком, но в тайге ориентиры легко теряются, а зимой без специального снаряжения шансы дойти куда-то стремятся к нулю.
Инженерная машина разграждения ИМР-1
И, наконец, Ямантау не годится на роль убежища судного дня, так-как объект не имеет военного прикрытия. Именно внутренние войска смогли бы обеспечить порядок при эвакуации, а инженерные части гарантировали бы проход техники даже при слабой транспортной инфраструктуре. ПВО смогла бы прикрыть гору на случай атаки с воздуха. Между тем, военные части, которые когда-то окружали этот объект, сейчас заброшены.
Все эти факторы не исключают потенциально более важную роль Ямантау. Об этом говорит то, что железная дорога все же была построена, в Белорецке был аэропорт а гору окружали множественные строительные объекты и военные части. То, что сейчас эта инфраструктура разрушена и не восстанавливается скорее говорит о том, что правительство не видит особой угрозы, к которой стоит готовиться.
Тем не менее, ядерная война не является единственным риском, ради которого стоит строить и содержать крупный подземный объект. Остается возможность пандемии, внезапной геологической или климатической катастрофы, падения крупного метеорита или астероида. Ради этого стоило бы развивать транспортную инфраструктуру, потому что нынешняя не гарантирует спасение никого, кроме персонала Ямантау и может быть жителей Межгорья.
Чем же скорее всего на данный момент является объект под горой Ямантау? Есть высокая доля вероятности, что там находится один из элементов системы “Периметр” - комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. В этом случае, в окрестностях горы должны быть ракетные шахты с командными ракетами а также комплексы спутниковой связи. Впрочем, первые и последние могут быть мобильными. Кроме того, не исключено, что в подземных чертогах Ямантау располагается секретный научно-исследовательский или производственный объект. Эту версию косвенно подтверждает наличие на границе с Южно-Уральским заповедником другого закрытого города. В Трехгорном на “Приборостроительном заводе” с 1952-го года занимаются производством ядерных боеприпасов. Не исключено, что продукцию этого завода складируют под Ямантау. Хотя основное хранилище все же в военной части при Трехгорном.
Подводя итоги, кажется, что Ямантау не может претендовать на роль бункера Путина, хотя при должном развитии окружающей инфраструктуры имеет потенциал стать чем-то вроде ковчега на случай глобальной катастрофы. Руководствуясь принципом лезвия Окхэма, нынешнее основное назначение объекта под горой Ямантау - это военный склад.
Впрочем же, как уже отмечал, эта статья остается недостаточно обоснованной догадкой. По слухам, в окрестностях объекта есть места (например, возле деревни Серпиевка Челябинской области), где выныривает из под земли железная дорога и снова под нее уходит. Таким образом, Ямантау может быть подключена к надежной скрытой транспортной инфраструктуре и быть тем о чем мы простые обыватели и не догадываемся. Разумно предположить, что создатели комплекса решили не "складывать все яйца в одну корзину" и создали сеть небольших убежищ, связанных подземной магистралью, а Ямантау является лишь главным входом на время строительства объекта.
P.S. Знаю, что напустил туману. Встретите кого-то из УС-30 в Белорецке или Уфе - попробуйте спросить сами.
Вадим Харичков, viewzone.com, ufosecrecy.narod.ru, gradremstroy.ru, bashinform.ru
01.06.16
© MoskvaX.ru
© Moskva-X.ru
|
|
Еще статьи:
|
.
.
Бункер Сталина в Кунцево
(м. "Парк Победы")
Сталин по лестнице не ходил. Специально был пущен лифт с паркетом, стены с деревянными панелями. Лифт соединял бомбоубежище с дачей Сталина...
|
.
.
Бункер Сталина в Измайлово
(м. "Партизанская") Создание бункера Сталина относится к 1930-ым и являлось частью госпрограммы обеспечения обороноспособности страны. В преддверии войны спешно стали...
|
.
.
ЗКП Таганский (ГО-42)
(м. "Таганская")
Бункер Запасного Командного Пункта (ЗКП) Дальней Авиации (Объект № 20). Площадь: более 7000 кв.м., глубина залегания: более 60 метров. Расположен рядом со станцией метро «Таганская»...
|
.
.
Бункер в Вороново
(г. Подольск)
В настоящее время объект недостроен и заброшен. Основной причиной, по которой строительство было прекращено - развал СССР. Судя по информации, определить настоящее предназначение объекта невозможно...
|
.
.
Подземный город
(м. "П.Вернадского")
Ещё интересный объект - подземный город рядом c Пр-том Вернадского. Над ним зданий нет, часть занята парком, часть - гаражами. Но в целом примерно...
|
.
.
Новые бункеры ГО
14 ноября 2011 года INTERFAX сообщил, что схема размещения быстровозводимых убежищ (БВУ) на территории Москвы будет разработана к лету 2012 года...
|
Читайте также:
Страйкбольное оружие
Боевые ножи
Военная форма и экипировка
|
Читайте также:
Страйкбольное оружие
Боевые ножи
Военная форма и экипировка