Дворовой (белор. хлевник) — у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Внешним видом похож на домового — весь мохнатый.
ОПИСАНИЕ: По характеру отношений с хозяином двора — часто злой дух. Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность.
Жизнь скотины и крепость хозяйства зависит от расположения к ней дворового. Если дворовой любит семью и скотину, во дворе и хозяйстве царит благополучие, если он рассердится за что-либо на хозяев дома, то он приносит вред и убытки. Чтобы не рассердить дворового, нужно соблюдать ряд запретов и предписаний: он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе (рус.), стоять на мусорной куче (рус), женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами (восточная Украина), нельзя ночью работать (укр. чернигов.).
Дворовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Дворовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась «хозяину» «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину дворовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у неё корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что дворовой всё равно её изведёт.
ОБРЯДЫ: У русских во дворе совершались ритуалы задабривания дворового. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву.
По восточно-славянским поверьям, от дворового зависело благополучие скота и домашней птицы; выбор животных при купле-продаже связывали с предполагаемым «вкусом» дворового. В Костромском крае, чтобы защитить от него купленную скотину, брали хлеб с солью и шли на двор, где, кланяясь, приговаривали: «Батюшка, домовой, настоятель дорогой, люби нашу скотину». Ср. русские диалектные фразеологизмы, относящиеся к разведению скота: ко двору, по двору, что значит — скот хорошо ведется в хозяйстве, и не ко двору, не по двору, т. е. «скот не ведётся, болеет, дохнет».
В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫЧНИКОВ:
Дворовой (иногда дворовый или дворовушка) – низшее мифологическое существо в религиозной системе древних славян. Дворовой считался помощником домового и напрямую подчинялся ему. Отвечал за внешнее «не домовое» хозяйство, то есть за амбары, хлева и придворовые территории. Вместе с тем в отличие от своего хозяина (домового) дворовой не относился к людям положительно. Хотя и нельзя сказать, что он был настолько агрессивен, что представлял опасность. Фактически самому человеку дворовой зла не делал, но вполне мог покалечить или замучить до смерти какое-либо животное.
Таким образом, дворовой, будучи явно домовым духом, приближенным к человеку, вместе с тем, относился к разряду существ недоброжелательных и становился в один ряд с Кикиморой. Однако легенды утверждают, что без этого создания порядка в доме не будет и домовому обязательно нужен такой помощник, которого он со временем находит сам. Таким образом, специально дворового ни в дом, ни во двор никто не приглашал. Быть может, оттого людей он и недолюбливал.
Дворовой жил, как понятно из его имени, во дворе. Где именно – легенды не говорят. Также не известно, как выглядел дворовой, так как людям он никогда не показывался. Некоторые поверья утверждают, что дворовой был похож на домового, только черного цвета. По этим же поверьям дворовой – это темное воплощение домового, своеобразная аллюзия на человеческую сущность, в которой всегда уживаются два начала – светлое и темное. Именно поэтому одно из этих созданий не может существовать без другого.
Тем не менее, дворовой, хотя и считается помощником домового, выступает полным его антиподом. Если домовой убирается в доме, то дворовой разгоняет по двору пыль. Если домовой предупреждает людей об опасности, то дворовой остается абсолютно нейтрален к людским делам. Если домовой лечит животных, то дворовой не прочь извести ту или иную живность. С другой стороны, есть версия, что дворовой убивал только слабых животных, не способных дать здоровое потомство. По той же версии он начинал гонять пыль во дворе, если хозяин дома плохо следил за чистотой на своей территории.
Тем не менее, в славянских легендах дворовой чаще выступает созданием, имеющим пассивно-негативную окраску, дел с которым лучше не иметь. Дружит дворовой только с двумя животными – с козлом и с собакой. Тот факт, что дворовому люба собака, воплощение верности и дружбы, говорит в пользу этого существа. А вот, что касается козла, то вопрос до сих пор остается открытым. Это животное всегда имело отрицательную окраску, хотя легенды и не упоминают, почему именно. Но один тот факт, что домовой боится козла и не выносит его присутствия, говорит в пользу того, что это нечистое создание, без которого, однако, сбалансированное и полноценное хозяйство не может существовать.
Наши предки очень трепетно относились к дворовому, пытались его всячески умилостивить и ни в коем случае не злить. Например, дворовой, будучи созданием ночным, не любил ничего светлого, поэтому, когда покупали лошадь белой масти, во двор ее вводили задом в овечьей шкуре или через овин. На ночь дворовому всегда оставляли какие-нибудь съестные подарки. Также дворовой яростно ненавидел чужих животных, поэтому на свой двор их ни в коем случае нельзя было пускать.
Если дворовой принимался ни с того ни с сего губить скот, то прибегали к помощи домового, который мог легко унять своего помощника. Либо вешали в хлеву (в конюшне) убитую сороку, которая отпугивала дворового.
Стоит отметить, что некоторые исследователи полагают дворового созданием исключительно положительным, похожим по своим функциям на домового. Эти же исследователи утверждают, что дворовой любит и уважает кошек. Однако все эти предположения основаны на фольклорных элементах, которые датируются всего лишь двумя-тремя веками, поэтому ни в коей мере не могут быть расценены, как часть мифологической системы древних славян.
Смотрите так же: